История Свято-Никольского прихода с. Николаевка

История Николаевки тесно связана с судьбой храма. Само название «Николаевка» Нижняя слобода в XVIII веке получила благодаря храму, освященному в честь Св. Николая Мирликийского, почитаемого в народе как угодника и чудотворца. Было это в ноябре 1782 года.

Полтора года строилась церковь, около пяти лет в ней отправлялись Богослужения. Но век деревянных церквей недолог: «… состоявшая в слободе Николаевской церковь святителя Христова Николая 1788 года, декабря девятого, в одиннадцатом часу, неведомо от чего, вся до самого фундамента, со всею церковною утварью… сгорела» (из рапорта первого николаевского священника Трофима Левитского).

На месте сгоревшей церкви вскоре поставили новую – в честь Преображения Господня. Причем из бревен купленной в Таганрогской крепости старой церкви во имя Архистратига Михаила. К середине XIX века эту деревянную церковь сменила новая, каменная, с двумя приделами. Один из приделов был освящен в честь Преображения Господня, другой – в честь бессребреников Косьмы и Дамиана.Таким образом, дух храма укреплялся по молитвам святых заступников и покровителей, в то время как тело храма претерпевало скорби и даже поругания.

building (1)
фото начала 20-го века

После революции и гражданской войны власти не один раз пытались закрыть Николаевскую церковь. Известно даже, что священник Григорий Калиновский был расстрелян по обвинению в нарушении декрета «Об отделении церкви от государства».

В годы Великой Отечественной войны, в тяжелое для всего народа лихолетье оккупации, фашисты превратили церковь в тюрьму для военнопленных. Во время отступления они загнали пленников в подвал и забросали гранатами… Так храм освятился еще и кровью мучеников. А сколько ран нанесли ему противотанковые снаряды и авиационные бомбы! Одна из них, хоть и обезвреженная, до сих пор, как осколок в сердце, находится в церковной колокольне. Что ж, в судьбе храма часто запечатлена судьба народа.

Но самому большому поруганию храм подвергся в конце 50-х, во время хрущевской кампании по закрытию церквей: одурманенные советской идеологией люди сбивали кресты, сбрасывали вниз колокола, оскверняли святыни. Немым укором тому безумному времени стала икона Св.Праведного Иоанна Кронштадского с пулевым отверстием в груди святого…

Опустевшую церковь решено было использовать в качестве спортивного зала, но в ней не было отопления. Тогда здесь стали хранить зерно, а еще позднее – химикаты. Последнее стало настоящим бедствием для храма: полуразрушенная кровля, едкие испарения практически уничтожили настенную роспись, штукатурку, деревянные полы. Земля под храмом почти на метр была пропитана ядохимикатами…

-1
фото 1980-89 гг

Но и обезглавленный, оскверненный, всеми оставленный, храм все-таки оставался храмом. Один из наших соотечественников сказал, что храм – это духовный облик эпохи, облик души человеческой, какой она предстает в то или иное время. Казалось, не воскреснуть человеческим душам, отравленным ядовитыми испарениями атеистической эпохи, не возродиться храму, не вернуть себе былого величия. Но что невозможно человеку, то возможно Богу.

Восстановление Николаевской церкви началось в 1989 году. Первое из них – непонятно почему сохранившееся под куполом изображение Богородицы в окружении ангелов, сначала блеклое, оно стало понемногу проявляться. Многие из прихожан увидели в этом благое знамение, как и в том, что чудесным образом обновилась сохраненная от осквернения икона Богородицы с предстоящими Преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Сейчас икона облачена в новый киот, и все прихожане имеют возможность приложиться к ней.

Реставрация Николаевской церкви, которая поначалу шла очень трудно, медленно, при протоиерее Алексее Лысикове пошла стремительно: здание полностью восстановлено, купола сияют, благостный колокольный звон разносится по всей округе. Внутреннее пространство поражает красотой настенной росписи, строгим величием иконостаса. Торжественно и благообразно здесь проходят службы. Прихожане свидетельствуют об особом молитвенном состоянии, которое переживается ими в этом месте. Отчасти потому, что здесь сосредоточено много дорогих каждому православному человеку святынь: иконы с частицами мощей или облачений святых угодников Божьих: Николая Мирликийского, Тихона Задонского, мучеников Герасимовской Пустыни, Анастасии Узорешительницы, Спиридона Тримифунтского… Здесь же хранится мощевик с иконой и частицей мощей Блаженного Павла Таганрогского, который, по преданию, самолично принимал участие в устроении Николаевской церкви. Отпевал, как известно, старца Павла по его просьбе именно николаевский священник о.Антоний с хором Николаевской же церкви.

Особо почитаются прихожанами не только вновь написанные иконы, например, Преображение Господне с камнем Фаворской горы, но и старинные, спасенные от осквернения и реставрированные, например, икона Преподобного Серафима Саровского, где святой старец изображен на фоне Дивеевской обители.

Храм, возрожденный, восстановленный, стал дорог не только николаевцам, но и таганрожцам; его считают, не только сельским, но и пригородным. Храм по-прежнему средоточие духовной жизни многих людей. При нем несколько лет работает воскресная школа, где трудятся лучшие педагоги Таганрога, внося свою скромную лепту в духовное возрождение нашей малой родины.

Развернутая история

История с. Николаевки и Свято-Никольского храма началась задолго до официальной даты их появления. Причудливые извилистые русла р. Миус, на берегу которого располагается храм, по всей вероятности, были местом дислокации казаков, периодически атаковавших турецкие войска близ города Азова и Таганрогского залива. Свидетельство тому – Павловская крепость, расположенная в десяти километрах севернее храма, в районе Греческих Рот…

Манифест Екатерины II открыл дорогу всем для поселения в степях Приазовья. Земли здесь было много, и ее надо было осваивать. В 1769 году по распоряжению кошевого атамана был издан указ о переселении 500 душ семейного запорожского казачества по берегам реки Миус близ города Таганрога, Ростовского уезда. Так казаки вместе с казенны­ми крестьянами основали три слободы: Нижнюю, Среднюю и Верхнюю. Вот как об этом сообщают Материалы историко-статистического описания Екате-ринославской епархии в 1880 году.

11-го 1778 года староста Таганрогской Крепости первого нижнего малороссийского селения Илья Линии от всего общества донес Новоростовскому духовному Правлению, что, по данной от Его Преосвященства грамоте бывшая в Ростове, – в крепости св. Дмитрия, в Полуденском форштадте деревянная обветшалая, Рождества Пресвятой Богоматери церковь, с общего согласия всего купечества и прочих прихо­жан, уступлена жителям селения нижнего и уже перевезена. Эту церковь они всем обществом желают поставить в своем селении, на избранном месте во имя святого Николая Чудотворца и украсить ее всяким благолепием. В указанной слободе приходских дворов 136, в них мужчин – 293, женщин -181, всего 474 души. Земли для священнослужителей довольно. Избранный ими в священники дьячок Иван Квятсковский как землею, так и доброхотным подаянием может быть довольным, и поэтому просил разрешения строить церковь. Протопоп Новоростовского духовного Правления Иоанн Андреев, освидетельствовав в нижней слободе избранное для церкви место, на­шел его способным и удобным. Материалы для сооружения церкви были в готовности. Сомнений 25-го января 1781 года губернатор Чертков выслал, наконец, план на отме­жеванную для Николаевской церкви землю. 1-го февраля того же 1781 года состоялось решение о выдаче святительской благословительной грамоты на закладку церкви в слободе Николаевке. 25-го апреля 1781 года церковь заложена к постройке; а 6-го ноября 1782 года, по надлежащему церковному чиноположению, освещена и открыта к богослужению.»

С тех пор Нижняя слобода стала именоваться Николаевской. К сожалению, век деревянных храмов был коротким, и в те далекие времена можно было услышать о том, что здесь или в другом месте сгорела церковь. Не миновала эта участь и храм с. Николаевки.

SS851610

В 1790 году 17 Мая священник Трофим Левицкий вместе с прихожанами обратился в Мариупольское духовное правление с прошением о построении на месте сгоревшего храма нового – в честь Преображения Господня. Для этих целей они купили в Таганрогской крепости за сто рублей старую церковь во имя Архистратига Михаила.

Что стало с этим храмом, история умалчивает. Известно лишь то, что в 1850 году деревянную церковь сменила каменная, с двумя приделами, в честь Преображения Господня и чудотворцев бессеребренников Космы и Дамиана. К тому времени Николаевка была центром волости и по числу жителей (около 6000 человек) занимала одно из первых мест в области Войска Дон­ского.

Основными средствами для постройки каменного храма стали деньги, пожертвованные некой Марией Степановной Вальховской, женой штаб-ротмистра. К сожалению, это все, что удалось о ней узнать. В 1887 году построили деревянную колокольню. В 1914 году завершили строительство каменной колокольни. Вход же на колокольню прорубили в толстой стене храма, поэтому он похож на туннель в катакомбах.

Существует устное предание, что в устроении храма принимал участие и блаженный Павел Таганрогский. Имя этого подвижника было почитаемо николаевцами всегда. Многие из них часто ездили в Таганрог к старцу Павлу за советом и наставлением. Молодой девушкой приехала к нему из Николаевки Мария Андреевна Величко, веря, что Господь через старца решит ее судьбу. Старец Павел оставил Марию у себя в послушании. Она оказалась самой усердной из послушниц и поэтому после смерти блаженного старца стала его преемницей.

В жизнеописании блаженного Павла мы читаем, что «она строго и во всем следует тем наставлениям и заветам, которые ей передал старец при жизни. Храня в своей душе страх Божий, она проводит жизнь истинной подвижницы в подвигах поста и непрестанной молитве, мудро руководя ко спасению как своих меньших духовных сестер, так и приходящих в келию старца и к его гробу». Всю свою жизнь уроженка Николаевки Мария Величко посвятила прославлению имени и подвигов своего наставника. За духовный подвиг господь даровал ей дар прозоливости, за что народ стал ее величать старицей Марией.

Часто приезжал в Таганрог к старцу и другой николаевец – священник, о. Антоний Попов. Биограф старца писал о нем: «О. Антоний был вдовец, жизнь его с молодых лет была одинокая и нерадостная, но жизнь он вел хорошую, примерную для многих из своих собратий». В службе отличался усердием, был нестяжательным… Отец Антоний очень любил старца и принимал его наставления с радостью. Стараниями о. Антония в Николаевке был организован замечательный девичий хор. Старец Павел, слушая его пение умилялся до слез и как-то раз попросил николаевского священника: «Когда я помру, то ты, о. Антоний, приезжай меня хоронить».

Просьба была исполнена: панихиду о. Антоний служил вместе со своим хором, который так полюбился при жизни старцу.

Говоря о священниках Николаевки, вспомним еще одно имя – о. Иоанн Евфимьев. В 1881 году в Николаевке при церкви было организованно церковно-приходское училище, третье (по счету) в Таганрогском отделении. «Успехи были вполне удовлетворительны и даже церковное пение процветало», – сообщает Екатеринославский Епархиальный Училищный Совет. А в 1893 году скромный сельский священник о. Иоанн «Высочайшим соизволением Государя Императора» был награжден орденом св. Анны 3-й степени «за труды по народному образованию»

Век XX.

Революция, гражданская война – очередное смутное время для России. Лояльность николаевцев к советской власти – «всяка власть от Бога» позволила сохранить храм действующим в сложнейший период отделения Церкви от государства. Но это стоило больших жертв. В 1923 году в ГПУ г. Таганрога поступило заявление от Николаевского райисполкома о привлечении к ответственности за нарушение декрета по отделению Церкви от государства священника Григория Калиновского. Реакция последовала незамедлитель­но: как сообщают свидетели священника вывезли за село и расстреляли.

Бывший директор школы Нагорный П.Д. вспоминает, что действующим храм оставался до Великой Отечественной войны. В период оккупации фашисты разместили в храме советских военнопленных. Николаевцы не остались в стороне и старались хоть чем нибудь помочь нашим солдатам. Всеми правдами и неправдами они, тайно порой рискуя своей жизнью, приносили еду и одежду. Иногда женщинам удавалась убедить немецких охранников в том, что молодые солдатики – их дети, и тогда за приличное количество еды отпускали пленных. Во время своего отступления фашисты загнали русских солдат в подвал храма и закидали их гранатами, таким образом, храм освятился мученической кровью. При наступлении Советской Армии храм сильно пострадал, несколько противотанковых снарядов и бомб повредили стены, а одна из авиационных бомб попала в колокольню и, не разорвавшись, ушла вглубь. Там она находится до сих пор. Саперы ее обезвредили, но извлечь не смогли, слишком глубоко она провалилась. Саперы утверждают, что бомбу достать невозможно, и что на такой глубине она не опасна.

SS851611

Наступил 1959 год – время хрущевской кампании по закрытию церквей, их тогда в нашем крае за один год закрыли 48! Не избежала печальной участи и Николаевская церковь. Инициатором закрытия стал тогдашний председатель сельсовета. Начали, как водится, с компрометации перед односельчанами членов церковного совета. Людей уговаривали, запугивали, стараясь хоть на время создать иллюзию, что количество верующих уменьшилось, а потому храм селу не нужен. Священник-отец Игнат Кучеренко – лишился своего дома (там разместили школу) и был переведен в село с. Троицкое, где спустя несколько лет и скончался.

Безжалостная к людям власть тем более не пожалела самого здания: сбили кресты, сбросили вниз колокола, серьезно повредили кровлю, строительный лес предназначенный для ремонта, раздали, церковную утварь вывезли в Синявский храм, демонтированную ограду отдали в с. Троицкое. Лишь несколько икон успели спасти от осквернения прихожане. Опустевший храм сельсовет решил использовать в качестве спортивного зала, только отсутствие отопления помешало этому. Некоторое время здесь колхоз хранил зерно, потом – ядохимикаты, разрушившие всю настенную роспись. Частично сохранилось только изображение Богородицы под куполом, после открытия храма изображения совсем не было видно, думали, что там уже ничего не осталось, но со временем образ Пресвятой Богородицы, а после и ангелы, изображенные вокруг нее стали понемногу проявляться. Многие из прихожан увидели в этом благое знамение

В 1989 году храм верующим наконец вернули

НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ СЕГОДНЯ

 IMG_2500

IMG_0128

IMG_0121

Сегодня при храме функционирует воскресная приходская школа, где занятия ведутся и с детской, и со взрослой аудиториями. К услугам прихожан библиотека духовной литературы. Два раза в месяц силами прихожан организуются благотворительные обеды для пациентов психиатрической больницы, расположенной в соседнем с. Дарагановка. В доме-интернате №2 для престарелых г. Таганрога настоятелем регулярно проводятся встречи и занятия по основам православной веры, так же совершается духовное окормление проживающих в интернате.

В январе 2000 года николаевцы стали участниками события особого значения: по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Пантелеймона протоиерей Александр Клюнков передал храму частицу мощей блаженного Павла Таганрогского, которую поместили в мощевик, расположенный перед алтарем. Для Николаевки это событие было и радостным, и долгожданным. Всем памятно отношение старца к местному храму. И как когда-то ездили николаевцы к нему в Таганрог, чтобы получить наставление и утешение, попросить святых его молитв, так и сейчас подходим мы благоговейно к мощевику с верой и надеждой, что по молитвам Блаженного Павла дарует нам Господь исцеление или облегчение в болезни, утешение в скорби, окажет благодатную помощь в наших нуждах.

В храме находятся еще две святыни: это икона преподобного Феодосия Иерусалимского (Кавказского) с частицей мощей святого, и икона святого Тихона Задонского также с частицей святых мощей.

За последние годы в храме были восстановлены купола центральный и колокольни, здание воскресной школы, иконостас, частично роспись, отоп­ление, штукатурка, забор и многое другое.

IMG_7799

Facebook Comments